Начался новый 5775 еврейский год. Он пришел к нам, сопровождаемый трубными звуками шофара, полный надежд, ожиданий и мечтаний. Но мы знаем, что за праздниками придут будни и суета, а следом за ними опять будет праздник. Праздники делаем мы сами. Ведь не зря еврейские мудрецы говорят, что человек рождается со свободой выбора: вершить ли хорошие дела, или совершать плохие поступки. От нас с вами зависит – какие это будут дела или поступки. Мы часто надеемся на других, реже соизмеряем свои возможности со своими потребностями. Так, вероятно, устроен человек. Никто не хочет быть ни больным, ни бедным. Но, все же мы болеем и нам иногда не хватает средств. Несмотря на это, мы хотим жить полноценной жизнью, а также мы хотим жить долго.
Ушедший год дал нам возможность вновь и вновь перелистать его страницы: день за днём, неделю за неделей, месяц за месяцем. Мы задумывались и продолжаем думать о нашей жизни. Но если Иудаизм это образ жизни и мысли, то в чем заключается сущность Иудаизма?
Еврейские мудрецы также размышляли над этим вопросом на протяжении всей истории еврейского народа. Так в Вавилонском Талмуде (трактат Шаббат, 31а), представлены следующие рассуждения: «Какие вопросы задают человеку, когда он или она предстают перед Богом во время Божественного Суда?» И мудрецы предполагают, что вопросы являются следующими:
«Честно ли ты вел свои дела?
Оставлял ли ты время, для того чтобы изучать Тору Занимался ли ты воспитанием детей?
Ожидал ли ты времени, когда мир будет спасён?»
Обратите внимание, что первым вопросом НЕ является вопрос «Верил/а ли ты в Б-га?» или «Соблюдал/а ли ты Шаббат?», но на первое место поставлен вопрос о честности в бизнесе, или иными словами ставится вопрос о человеческих взаимоотношениях. К сожалению, не смотря на множество нравственных, моральных и этических поучений, которые мы можем найти в ТаНаХе (это аббревиатура трех слов: Тора, Невиим –пророки, Ктувим – писания), а также и в других еврейских первоисточниках, большинство евреев считают, что быть верующим, а точнее быть религиозным, означает только соблюдение религиозных ритуалов. Если в любой еврейской общине спросить: «Является ли такой-то или такая-то религиозным человеком?», то ответ будет базироваться только на том, как этот человек соблюдает ритуальные законы: «Он (или она) соблюдает Кашрут (диетические законы) а также Шаббат. Безусловно, он/она – религиозный человек». Или: «Он/она не соблюдает кашрут и Шаббат. Он/она -не религиозен». Основываясь на таких ответах, кто-то может прийти к ложному заключению, что Иудаизм рассматривает этику человеческих взаимоотношений как дополнительное требование, что-то желаемое, но не главное. Однако, вернувшись к вопросам, задаваемым на Божественном суде и приведенным выше, вне всякого сомнения, можно заключить, что стержнем Иудаизма является этика человеческих взаимоотношений, о чем и заботится Бог с первую очередь.
Второй вопрос, задаваемый на Божественном Суде, связан с изучением Торы. Ведь Иудаизм подчеркивает, что, изучая Тору, человек открывает для себя путь к моральному совершенству, человек находит возможность приобщения к еврейской общине.
Третий вопрос Божественного Суда связан с воспитанием детей (даже если не своих, то усыновленных или детей родственников, друзей). Раввин Иосиф Телушкин замечает, что воспитание детей позволяет передать следующему поколению мечты и наработки по преобразованию этого мира.
Четвёртый же вопрос, задаваемый на Божественном Суде, как раз и связан с преобразованием этого мира.
Итак, первые три вопроса Божественного Суда, обращены к индивидууму: через них Иудаизм обращается к каждому из нас. Но ведь евреи являются лишь частью всего Человечества, поэтому Иудаизм и обязывает еврейский народ передать Человечеству идеи преобразования, усовершенствования нашего мира – идеи Тиккун Олам. В отрывке из трактата Мишны «Пиркей Авот – Поучений Отцов» (2.21), который часто цитируется, Раввин Тарфон напоминает, что «Это не твоя обязанность завершить преобразование мира, но также ты и не освобожден от того, чтобы делать всё возможное по усовершенствованию этого мира».
Мы не должны забывать о нашей с Вами ответственности за преобразование мира. Его преобразование начинается с нас самих – Тиккун Ацми. Затем с нашей страны, в которой мы живём: поэтому, наш правильный выбор при голосовании в Верховну Раду является той дверной ручкой, потянув которую, мы сможем открыть двери общества демократии, милосердия и справедливости. Преобразование мира это и преобразование нашей далёкой, но близкой исторической Родины – Израиля: мы все хотим там мира и спокойствия.
Преобразование мира началось с его Божественного творения, но преобразовать этот мир мы можем только совместными усилиями всего Человечества. Преобразование нас самих и этого мира и составляет сущность Иудаизма.
Как же нам стать лучше? Можно следовать совету Рэбэ Нэхуньи, который записан в сокровищницу еврейской мудрости не только потому, что он был знатоком Торы, но и потому, что он дал ответ на этот вопрос, говоря: «Никогда в моей жизни я не искал почет для себя посредством унижения других; меня никто и никогда не проклинал; я мог свободно распоряжаться своими финансами» (Мегилла 28а).
Пусть же этот 5775 год будет значительным для каждого из нас, пусть он принесет здоровье и благополучие Вам и Вашим семьям; процветание всем нашим общинам; мир и единство, демократию и справедливость Украине, Израилю и всем странам на Земле!
С Новым 5775 годом!
Раввин Александр Духовный