Прогрессивный Иудаизм является либеральным течением в иудаизме, одним из трех направлений в современном еврейском мире. С формальной точки зрения, его история начинается на рубеже эпохи Просвещения, но идеологические корни ПИ уходят к литературе Пророков Израиля и творению еврейских мудрецов Устной Торы («хазаль» – наши мудрецы, благословенной памяти). Уже в те далекие времена была заложена уникальная система творческого, живого подхода к священным текстам, с помощью которой были обеспечены выживание и дальнейшее развитие иудаизма и народа Израиля. Слово Бога, данное народу через Моше на горе Синай, и закрепленное в письменных источниках, всегда служило для наших прародителей неиссякаемым источником с живой водой, питающим все мироздание.
Живая и динамичная полемика мудрецов буквально застыла на месте с завершением, а точнее прекращением записи Ваилонского Талмуда равом Аши в 6 веке н.э. Талмуд с его блистательной школой логического рассуждения, где каждый участник дискуссии имел право высказать собственное, порой диаметрально отличающееся от других мнение, превратился в объемную книгу, довольно непростую для восприятия. Распространение авторитета Талмуда в еврейском мире – это заслуга геоним («гаон» – титул глав йешив в Суре и Пумбедите в Вавилонии), считавших себя наследниками богатой традиции. Талмуд с его множеством трактатов стал основной книгой, изучаемой в еврейском ученом мире, и со временем превратился в путеводитель по еврейской жизни. Талмуд был кодифицирован, из его трактатов вывели галаху (еврейский закон) и постепенно был утрачен интерес к культуре спора и дискуссий, представленной на страницах талмудических трактатов. Единственной вещью, что еще представляла интерес для еврейских ученых и раавинов, была возможность вывести практические законы, регулирующие все аспекты еврейской жизни, от рождения и до смерти. Появление на свет монументального труда раввина Йосефа Каро «Шульхан Арух» в 16 веке фактически «сковало» иудаизм, став водоразделом между прошлым и настоящим. Авторитетов Галахи до появления «ША» стали называть «ришоним» («первые»), а всех, кто писал свои труды после издания «ША», стали называть «ахроним» («последние»). При этом, мнения «ришоним» и автора «ША» стали неоспоримыми для всех последующих поколений раввинов и учителей.
ПИ, с самого своего появления в Центральной Европе в конце 18 – начале 19 веков, провозгласил идеи возвращения к культуре творческого и живого спора. Многовековой авторитет Талмуда как застывшего произведения и выведенной из него Галахи стал оспариваться с самого начала. Ведь та эпоха, диктовавшая свои условия и наложившая определенную печать на творчество мудрецов, давно прошла, оставив позади столбы пыли. Требования изменить еврейскую религиозную жизнь раздавались все чаще и все настойчивее в самых разных кругах еврейского просвещенного мира, прекрасно знакомого с классическими еврейскими источниками. В конце первой половины 19 века были созваны конференции, где принимались решения, касающиеся синагогального богослужения и общих жизненных правил. Реформы, предложенные на этих конференциях, отличались относительной умеренностью и мягкостью. Реформа иудаизма в Европе развивалась в эволюционном русле. Катастрофа европейского еврейства уничтожила реформистские общины Германии и Европы, не оставив после себя ничего. Лишь в последние поколения мы наблюдаем за возникновением организованной еврейской жизни в Германии и других странах Западной Европы.
Иначе сложилась судьба реформы в Северной Америке с ее проникновением в середине 19 века. Умеренное крыло оказалось в меньшинстве, и радикально настроенные элементы взяли верх. Американская реформа, в отличие от европейской, почти полностью отбросила Галаху как возможный фундамент своего развития, возведя так называемую «автономию личности» в наивысшие ценности. Американский ПИ (реформистский) – это продукт эпохи прагматизма, отразивший все веяния и требования эпохи. Отбросив в самом начале все ритуалы, считавшиеся устаревшими (ношение головного убора во время молитвы, облачение в талит, наложение тфилин, соблюдение кашрута и многое другое), американский ПИ в наши дни вернулся ко всему тому, что когда-то было объявлено устаревшим. Как показала практика, современным евреям крайне необходима внешняя оболочка помимо внутреннего духовного содержания.
С возникновением независимого Государства Израиль и репатриацией многих выходцев из стран Центральной Европы и США, была создана благоприятная почва для ПИ на Земле Обетованной. В начале пути было всего лишь несколько общин, где чувствовался тяжелый немецкий или американский акцент во время проведения служб, но очень быстро идеи ПИ привлекли и коренных израильтян – сабр. На сегодняшний день в Израиле насчитываются 24 общины и 2 киббуца в пустыне Арава.
С исчезновением железного занавеса ПИ вернулся в Восточную Европу, после более чем векового перерыва. В Чехии, Венгрии, Польше России, Украине и Беларуси действуют прогрессивные общины, имеются свои раввины, прошедшие подготовку в раввинских семинариях ПИ, и создаются новые профессиональные кадры для дальнейшего роста и развития.
Раввин Стас Войцехович.