Дверь нашего еврейского дома открыта…

Еще в самом начале 90-х годов прошлого столетия я даже не подозревал, что в иудаизме есть различные направления, как например, в христианстве.
Я вырос в еврейской семье. В детстве моя мама рассказывала мне о своих родителях. Мой дедушка был духовным лидером в украинском городке Ружин. Мама рассказывала мне о том, как протекала религиозная жизнь этого городка. Я думал, что раввины должны выглядеть так, как сейчас выглядят хасидские или хабадские раввины: одеты в черное, с бородой и пейсами. У меня не было ни малейшего сомнения в том, что раввин всегда носит черное. Но однажды я поехал навестить моего брата в Голландию. Он как-то сказал мне: «Сейчас ты увидишь голландского раввина из Гааги». Я ожидал этого раввина в приемной и когда мой брат спросил, видел ли я раввина, то я ответил отрицательно. Я удивился, когда мой брат сказал мне, что только что мимо меня прошел раввин. Я ответил, что это был обыкновенный еврей, который носит кипу. Но мой брат сказал, что это и был голландский раввин. В то время мне с трудом верилось, что раввин может носить современный костюм, и что ему не обязательно носить бороду, пейсы и даже кипу.
Меня заинтересовало это направление в иудаизме, и когда в 1991 г. в Киеве открылась первая община прогрессивного иудаизма, я был одним из ее первых членов. Через несколько лет мне предложили поехать в Лондон учиться в то время единственной в Европе Духовной академии, которая занимается подготовкой раввинов прогрессивного иудаизма. Когда я принял решение ехать учиться в Англию, один ортодоксальный раввин, который хорошо меня знал, спросил меня, почему я решил учиться на реформистского раввина. Он напомнил, что у меня глубокие ортодоксальные – хасидские корни, и что он отправит меня учиться в иешиву, чтобы я стал таким же раввином, как и он. Я поблагодарил его и ответил, что я уважаю выбор этого раввина, но для меня в настоящее время ортодоксальный иудаизм – это авторитарный путь в иудаизме. При авторитарном режиме мы жили более семидесяти лет при советской власти. Прогрессивный иудаизм для меня – это дом, где окна и двери открыты. Поэтому я и поехал учиться в Великобританию, чтобы позже вернуться в Украину и строить наш «дом с открытой дверью» и с человеческим лицом.
Получая образование в Лондоне, я всё больше и больше убеждался в правильности моего выбора и в привлекательности прогрессивного иудаизма для евреев 21-го столетия. Именно тогда, во время лондонской учёбы, я стал понимать глубинную сущность иудаизма, общность и различие в его религиозных направлениях и течениях.

РЕЛИГИОЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИУДАИЗМЕ

Иудаизм базируется на трёх составляющих, без которых он невозможен:

на ВЕРЕ (опирающейся на принципы единобожия и законы, вытекающие из Торы),
на ОБЩИНЕ (с её традициями, которые базируются на общности истории, языка, культуры и интересов)
на ЧЕЛОВЕКЕ (с его личными нуждами и интересами).

В зависимости от того, какая из этих составляющих доминирует, возникает то или иное направление иудаизма. Так, например, ортодоксальное направление иудаизма главный акцент ставит на вере, а прогрессивный – на человеке.
Желание личности знать больше, задавать сложные вопросы, не боясь того, что раввин ответит, что верующий не может задавать такие вопросы; внутреннее, духовное осмысление ценностей иудаизма – все это сделало прогрессивный иудаизм привлекательным для меня и делает его привлекательным для других. Поэтому сегодня прогрессивный иудаизм  является самым большим в мире религиозным направлением для евреев. Это путь и для молодёжи, и для интеллигенции 21 века, а также и для всех тех, кто хочет соединить свою общинную жизнь, жизнь граждан той страны, в которой они живут, с духовным зовом быть евреем. Это направление для тех, кто хочет лучше узнать свою историю, традиции, которые развиваются, а не являются раз и навсегда данной нормой. Это одно из главных отличий и прогрессивного, и консервативного направлений от ортодоксального.
В начале 19 века, когда ворота гетто были широко открыты и евреям начали давать гражданские права, реформистский иудаизм спас евреев от ассимиляции, агностицизма, атеизма и обращения в другие религии. Поэтому и сегодня, реформистский иудаизм это спасательный круг, который превращает религию в образ жизни и мышления. Иудаизм постоянно в развитии и поэтому в нем не может быть места фундаментализму, однако он существует.
Когда мы говорим о фундаментализме в современном смысле этого слова, мы подчеркиваем, что фундаментализм сегодня нетерпим, агрессивен, воинственен и не толерантен. «Фундаментализм» означает «непогрешимость». В своей основе ортодоксальный иудаизм считает, что Тора непогрешима. Таким образом, все, что написано в Торе, – это слово Божье, которое записал Моисей на горе Синай. Поэтому, если там записано, что женщина не может выполнять положительных заповедей, связанных с определенным временем, то так хотел Бог. Если в Торе написано, что следует преследовать сексуальные меньшинства или уничтожать незаконнорожденных детей, то так хотел Бог.
Но Бог обладает двумя важными атрибутами: он милосерден и справедлив. Будучи милосердным и справедливым, Бог не может унижать женщин или требовать уничтожения ни в чем не повинных детей, или устраивать геноцид для целых народов. Этого хочет не Бог, а люди, оправдывающие свои поступки. Прогрессивный и консервативный иудаизм считают, что Тора это Боговдохновенная книга, которая написана людьми, искавшими милосердного и справедливого Бога. Они отразили в Торе социальный, культурный и экономический уклад того времени, когда писалось Пятикнижие Моисеево.
Моим девизом является фраза: «Мозги работают, как парашют. А парашют работает только тогда, когда он открыт». Наше мировоззрение должно быть широким, поэтому, когда мы читаем Тору, мы должны открывать свой «парашют». В вопросах Галахи (еврейского закона) позиции ортодоксального и консервативного иудаизма совпадают. Оба они не отходят от еврейского закона – Галахи, которая была сформулирована и зафиксирована в конце 16 века. И, несмотря на то, что консервативный иудаизм считает, что традиция развивается,
консерваторы твердо придерживаются положений Галахи.
Я, как раввин, никогда не скажу члену моей общины, чтобы он не соблюдал еврейский закон. Я скажу ему: «Если ты понимаешь и тебя устраивает этот закон, если ты способен идти пешком в синагогу, это твой выбор. Для меня важно, чтобы ты был в синагоге. Приедешь ты туда или придешь пешком – это твой выбор. Ты его должен сделать». Я считаю, что прогрессивный иудаизм – это иудаизм, который дает человеку возможность сделать осознанный выбор. Правильный выбор с учетом знаний, места и времени.

КУДА ВЕДЁТ ИУДАИЗМ?

Прогрессивный иудаизм предполагает определенный синтез веры и современных данных науки, философии. Сегодня мы живем в совершенно иных условиях окружающей среды: общие экологические проблемы, глобализация, компьютеризация, всемирная сеть Интернет – все это в значительной степени
«стерло» границы, расстояния и  «сжало» время.  Однако природа человека не изменилась. Поэтому в еще большей степени актуализировалась важность изучения Торы и следования ей в жизни.
Тора является сводом этических и моральных норм и законов. Мораль – это тот двигатель и ускоритель цивилизации, который позволяет человеку оставаться человеком. Если Бог милосерден и справедлив, то человек, являющийся партнером Бога в процессе совершенствования этого мира, тоже ставит своей целью создание мира справедливости и милосердия.  Именно поэтому в прогрессивном иудаизме на первом месте стоит человек. Ортодоксальный иудаизм говорит, что только Машиах (Спаситель), приход которого ожидают ортодоксальные евреи, сможет создать общество справедливости и милосердия, где не будет больше войн. Концепция же прогрессивного иудаизма такова, что мы верим, что это спасение придет не от одного человека. Мы ожидаем, что спасение придет от всего человечества, от совместных усилий всех людей по преобразованию мира («Тикун Олам»). Это – одна из главных идей, которая лежит в основе прогрессивного иудаизма, который имеет ещё один синоним – пророческий иудаизм. Ведь преобразовывать мир мы должны начать с самих себя: через личное усовершенствование («Тикун Ацми») – к преобразованию мира. На пути этого преобразования перед нашим народом есть много вызовов, одним из которых является ассимиляция.

АССИМИЛЯЦИЯ

Как прежде, так и сейчас, ассимиляция представляет собой угрозу для иудаизма в целом. Так,  в Украине более 90% браков заключается между евреями и не евреями.
Ортодоксальный иудаизм исключает такого еврея или еврейку из своей общины. Прогрессивный иудаизм открывает свои двери, как для такого человека, так и для партнера/партнерши с тем, чтобы партнер начал понимать и уважать те ценности, на которых вырос супруг/ супруга. Сегодня членами наших общин могут быть евреи в третьем поколении (согласно Закону о возвращении в Израиль), а нееврейские члены семей таких евреев становятся друзьями общин. При их желании, пройдя курс Гиюра, они становятся полноправными членами общин прогрессивного иудаизма.
Прогрессивный иудаизм дает возможность понять традицию и открывает дверь в иудаизм. Это та открытая дверь, благодаря которой в еврейский дом могут войти еврей со своими друзьями, которые не являются евреями. Сюда он может беспрепятственно прийти с детьми от нееврейского партнера, и дети могут наслаждаться жизнью еврейской общины. Поэтому я считаю, что прогрессивный иудаизм является важным фактором на пути развития человека как личности. Он дает человеку возможность ценить свое прошлое, опираться на развивающуюся традицию и смотреть в будущее.

НАШ ЕВРЕЙСКИЙ ДОМ

Мы строим наш общинный дом таким, каким мы – евреи, граждане независимой, свободной, демократической Украины – хотим, чтобы он был.
У нас есть хорошие примеры США, Великобритании, Австралии, Западной Европы и ряда других стран мира, где давно и успешно работают общины прогрессивного иудаизма, но мы не слепо строим наш дом по американскому или английскому образцу.
Наше Движение развивается, и перед нами стоит множество задач, которые нужно решать. Поэтому главными аспектами деятельности нашего Движения, должны оставаться:
подготовка духовных лидеров общин и учёба председателей и общинного актива;
дальнейшее развитие образовательных общинных программ: не – формальное еврейское образование в детсадах, воскресных семейных школах, в молодёжных группах НеЦеР, в летних детских, молодежных и семейных лагерях и во время Шаббатонов;
укрепление связей с общинами – побратимами и участие в совместных проектах с другими еврейскими организациями;
развитие межконфессионального диалога.

Наше движение строит дом будущего для евреев Украины, в фундаменте которого заложены идеи милосердия и справедливости, любви к ближнему и равноправия, плюрализма и  уважения другого мнения.

Раввин Александр Духовный