Шаббат шалом!
На уходящей неделе мы закончили марафон осенних праздников на возвышенной ноте в Симхат Тора, праздника Радости Торы. Прочитаны последние слова Пятикнижия в главе «Ве-зот ха-браха» и сразу же, не вздохнув, мы начали читать Тору с первой главы
«Берейшит». Каждый год мы снова и снова погружаемся в изучение истории нашего народа, мы знаем, что нас ожидают впереди истории о Сотворении мира, сотворении Адама и Евы, а затем, конечно, запретный плод в Эдемском саду и, наконец, первое убийство, где Каин убивает Авеля. Истории о Потопе и Вавилонской башне… Мы знаем эти истории практически наизусть. Но каждый год мы находим в этом тексте что-то новое и испытываем некоторое прозрение. И это чувство вечного и нового является вознаграждением всем тем, кто учит Тору.

Недельная глава Берейшит вызывает множество вопросов у всего человечества, не только у евреев. Она универсальна, говорит о создании всего мира и человечества. Всевышний выполнил свою работу за шесть дней, человек же был создан, чтобы продолжить работу Всевышнего.
Один из интересных вопросов, которые возникают, почему Тора начинается с буквы «бет»? Этим вопросом задавились еще мудрецы раввинистического периода. Казалось бы, наша самая важная книга должна начаться с первой буквы алфавита — «алефа». Почему же Тора начинается со второй буквы алфавита?
В мидраше Берешит Рабба (1:10) раввины спрашивают и отвечают: «Почему рассказ о сотворении мира начинается именно буквой «бет»? Так же, как «бет» закрыта с трех сторон и открывается только спереди, таким образом, и вам не разрешается исследовать то, что находится над небом, и что ниже глубины, что было до шести дней творения и что должно произойти после существования мира. Вам разрешено исследовать, начиная со времени создания мира и заканчивая тем миром, в котором мы живем».
В букве алеф заложено числовое понятие — «один», что ведет к Всевышнему. Только Он — Один и Един. Однако возникает некая мировоззренческая проблема. Где тогда в этом мире роль для человека? Числовое значение буквы «бет» — два, и это и есть тот мир, в котором есть Он и мы, творения Всевышнего, которым отводится определенная роль в созданном мире.
Буква «бет» открыта. Алеф — немая. Тора даже в лице одной маленькой буквы «бет» преподносит нам урок. «Бет» открыта для возможностей, будущего, для мира, в котором мы живем. Так и мы должны быть всегда открыты для возможностей, которые окружают нас, для потенциала, который стоит перед нами. Мы должны быть открыты для открытий и даже для перемен.

Согласно Торе, мир был создан за шесть дней. Часто мы ставим под сомнение точность таких слов. Как мир может быть создан всего за шесть дней? Конечно, некоторые исследователи говорят, что день длился миллион лет. И действительно, бывают дни, когда этот мир нам кажется несовершенным, словно он был сделан наспех, а бывают моменты, когда мы видим насколько вдохновляющим он может быть, и это совершенство вызывает у нас потребность благодарить Всевышнего.
На мой взгляд, вместо того, чтобы увязнуть в научных деталях сотворения мира или скептично вопрошать «Это действительно так случилось?», мы должны оставаться открытыми для актуальности этого мира. Мы должны оставаться такими же открытыми, как и первая буква «бет».

Раввин Юлия Грис