Шаббат шалом,

Хотя каждый Шаббат по своему особенный, но этот Шаббат дает нам повод для дополнительных размышлений. На этой неделе мы начали читать пятую и последнюю Книгу Торы — Дварим.
Еще две недели, и израильтяне больше будут не обитателями пустыни, но скорее претендентами на землю обетованную. Самый счастливый и самый печальный человек во всем израильском лагере — Моше. Счастливый — потому что 40 лет, наконец, подошли к концу. Печальный — потому что перейдет в другой мир, а не в другую страну.

И хотя книга Дварим является по сути «повторением пройденного», по факту это не просто обзор ключевых событий. Это Речь Моше, обращенная к народу, наставление и повторение законов, и в ней безусловно наблюдаются тонкие сдвиги в вопросах законодательства. Согласно мнениям классических и народ учится законам Торы через «призму» Моисея. Моше выступает как мудрый судья и законодатель, а также, как толкователь и учитель. И неудивительно, что он трактует законы в свете теологической перспективы с одной стороны и под влиянием новых «жизненных» факторов. Это и есть наглядное подтверждение «живой Торы».
И, по словам моего учителя профессора раввина Марка Саперстина: «исходные повествования являются источником истории, а книга Дварим – свидетельство исторической памяти».
В еврейском календаре этот Шаббат носит имя «Хазон», потому что он наступает за несколько дней до Тиши Б’Ав — 9-ого Ава. Весь еврейский мир скорбит о трех катастрофах, произошедших в эту дату: разрушение I храма Соломона вавилонянами в 586 году до нашей эры, разрушение II храма в 70 году н.э. римлянами, а в-третьих, указ 1492 года, изгнавший евреев из Испания. Традиция приписывает 9-му Ава множество других разрушительных событий в истории еврейского народа, фактически «назначая» этот день – днем Памяти. И основная задача дня Памяти – научиться не повторять ошибки прошлого. Главной причиной разрушения Храма и изгнания евреев со святой земли традиционно считается взаимная вражда внутри еврейского народа. Или же «Синат Хинам», что в переводе на русский язык принято называть «беспричинная ненависть». Эта беспричинная ненависть является, по сути, отсутствием уважения друг к другу, принятия иного мнения, толерантности.

Так и хочется сказать, что мы, евреи, полностью справились с этой задачей, но нет. Многие раввины либеральных течений за последние пару дней выкладывают в соцсети фотографии с надписью «Я тоже провожу свадьбы вне раббанута». Этот фактически религиозный флешмоб является ответом на арест консервативного раввина Дуби Хаюна за проведение Хупы вне раббанута. Это обвинение, выдвинутое раввинским ортодоксальным судом является еще одним выражением агрессивного поведения раввинского истеблишмента в Израиле, поддержанного государственными органами, против консервативного и реформистского иудаизма.
Пусть этот Шаббат обратит наши взгляды друг на друга с уважением и пониманием, чтобы нам больше не приходилось придумывать объяснение для наших бед!

Раввин Юлия Грис