Шаббат шалом,
На этой неделе мы читаем сдвоенные главы «Матот-Масей», которые заканчивают четвертую книгу Торы Бэмидбар. Недельная глава Мас’ей (Переходы) ознаменуют окончание скитаний нашего народа в пустыне. Народ стоит на берегу Иордана близ Иерихона. Все понимают, что период скитаний закончился, и начинается новая глава в истории еврейского народа. Безусловно, это очень волнительный момент, и текст напоминает нам о тех местах, в которых были наши предки на протяжении прошедших сорока лет, все 42 остановки. Таким образом, скитания еврейского народа в пустыне имеют не меньшую историческую и духовную ценность, чем сам исход из Египта.
Эта глава является фактическим перерывом между скитаниями и завоеванием страны. Но тем не менее, как последний наказ перед следующим шагом Всевышний дает еще три наставления: о земле, которую получат левиты, о городах- убежищах, и о дочерях
Целофехада. И эти три наставления несут большое значение для тех, кому предстоит осваивать новую землю. Эти три наставления не теряют свою актуальность и в наше время.
Колено Левитов не получают земельный надел в Израиле, но все колена должны нести ответственность за предоставление им места проживания. Это учит нас тому, что перед тем, как мы получим нашу часть на земле, мы должны помнить о том, что у нас есть обязательства по отношению к тем, кто не имеет собственного дома.
Дочери Целофехада встают в борьбе за свои права в наследовании земли среди мужчин. И это учит нас тому, что мы не должны игнорировать права женщин, должны слышать их голос, как услышал Всевышний.
Всевышний приказывает евреям создать шесть городов-убежищ для случайных убийц, чтобы избежать мести и расправы от их родственников. Города – убежища являются с одной стороны спасением, с другой стороны наказанием для преступников, так как являются местом их изоляции.
Таким образом, последняя глава книги Бэмидбар служит нам напоминанием заботиться о бездомных, признавать права всех членов нашего общества, в том числе и женщин, и обеспечить безопасность невиновных.
Раввин Юлия Грис