Шаббат шалом, На этой неделе мы читаем сдвоенные главы «Ахарей мот – Кдошим». Глава «Кдошим» содержит заповедь, о которой слышали даже те, кто ни разу не читал Тору. Многие считают эту заповедь универсальной. Действительно, выполнение этой заповеди ведет к всеобщей гармонии, уважению, любви. …Ве-ахавта ле-рееха камоха. (Ваикра, 19:18) …И возлюби ближнего своего, как самого себя. Рабби Акива, один из величайших мудрецов Талмуда, называл эту заповедь наиболее важной в Торе, «золотым правилом» иудаизма. Но пусть вам не кажется, что иудаизм – это наивная религия. Возможно, в идеальном мире каждый будет любить всех. Но возможно ли на самом деле заботиться о других настолько, как мы заботимся о себе? В отличие от других заповедей Торы, эта заповедь не подразумевает совершение каких-то конкретных действий. Действительно, она призывает к вниманию и к уважительному отношению к другим. Если мы любим другим людей как себя, тогда предположительно, мы должны относиться к ним так, как хотим, чтобы относились к нам. Даже если мы не любим всех и каждого, мы должны относиться к людям, проявляя важнейшее еврейское качество – хесед (милость). Когда мудреца Гилеля потенциальный гер попросил объяснить суть иудаизма в краткой форме, он ответил: «Не делай своему ближнему того, что ненавистно тебе».
Еврейская традиция стремится даже те заповеди, которые в основном относятся к «обязанностям сердца», представить так, чтобы они нашли выражение в конкретных действиях. Несмотря на то, что классические комментарии утверждают, что ре’а – этот сосед или любой собрат-израильтянин, мы, как представители реформистского направления в иудаизме, должны уделить этому вопросу больше внимания и пойти дальше. По всему миру представители реформистского иудаизма являются инициаторами межконфессионального диалога, помощи обездоленным и нуждающимся. Рабби Акива, комментируя строку «Возлюби ближнего своего, как самого себя», сказал: «это великое правило Торы», на что Бен Азай (ученик Рабби Акивы и его друг по хевруте) привел другую строку «вот человеческая родословная» (подразумевающий единство человеческой семьи). При этом он сказал, что «это правило еще более великое». То есть любовь к человеку как таковому более велика, чем любовь к сородичу.

Раввин Юлия Грис