В еврейской литургии, можно выделить несколько основных частей службы, среди них центральное место занимают Шма, с благословениями до и после и Амида.
АМИДА? (`стояние`), основная молитва каждой из трех обязательных ежедневных служб.
В Талмуде Амида носит также название Тфилла (молитва, определяемая как таковая, то есть основная, главная молитва). В ашкеназских общинах Амида также известна под обиходным названием Шмоне-‘эсре (Восемнадцать) — по числу благословений, из которых она первоначально состояла. Эту молитву произносят стоя, традиционно обратив лицо в сторону Иерусалима (а в самом Иерусалиме — в сторону Храмовой горы). Можно полагать, что Амида сложилась как молитва, состоящая из 18 благословений, уже к концу периода Второго храма. Ее окончательная редакция принадлежит раббану Гамлиэлю II и его коллегам, жившим в конце I века. При окончательной редакции Амиды, было добавлено еще одно благословение, которое в современных реформистских молитвенниках называется «О зле в мире».
Амида в том виде, в каком она читается в прогрессивных синагогах в трех ежедневных службах, состоит из следующих частей (благословений):
1.Авот (Праотцы) — обращение к Богу как к Господу наших праотцев праматерей;
2.Гвурот (Знамения могущества) — перечисление атрибутов Бога, знаменующих Его всемогущество: Он – обеспечивающий средствами существования живых, служащий опорой падающим, исцеляющий больных, освобождающий узников;
3.Кдушшат ха-Шем (Святость имени Бога) — восхваление святости Божьей;
4.Бина (Мудрость) — просьба одарить молящегося мудростью и разумением;
5.Тшува (Покаяние) — просьба помочь обратиться к Торе и к служению Богу;
6.Слиха (Прощение) — моление о прощении грехов;
7.Геулла (Избавление) — обращение к Богу как к избавителю;
8.Рефуа (Исцеление) — мольба о ниспослании исцеления и спасения;
9.Биркат ха-шаним (Бенедикция годам) — просьба благословить землю плодородием и даровать урожайный год;
10.Киббуц галуйот (Собирание общин рассеяния) — мольба о возвращении в землю обетованную евреев, находящихся в странах рассеяния;
11.Хашават ха-мишпат (О восстановлении правосудия) — мольба о восстановлении праведных судей и о милосердии суда Всевышнего;
12.Аль hа-риша (О зле в мире) — просьба уничтожить зло в мире;
13.Биркат цаддиким (О праведниках) — просьба о милосердии Бога по отношению к праведникам, благочестивым, прозелитам и всем, кто надеется на Него;
14.Биркат Иерушалаим (О Иерусалиме) — мольба о восстановлении Иерусалима как места пребывания Шхины (Божественного присутствия);
15.Иешуа (О спасении) — мольба о спасении народа Израиля;
16.Тфилла (Молитва) — просьба к Богу внять голосу молящихся и милостиво принять их молитву;
17.Авода (Служение Богу) — просьба к Богу принять богослужение народа Израиля и Самому вернуться в Сион и пребывать в нем;
18.Ходая (Благодарность) — благодарение Богу за все Его милости;
19.Биркат ха-шалом (О мире) — моление о даровании мира Израилю.
Таким образом, эту молитву можно разделить на три основные раздела. С первого по третье благословения вы произносим восхваление Всевышнему. Затем, с четвертого по шестнадцатое благословение мы обращаемся к Нему с просьбами, причем, первые шесть из этих благословений – это личные просьбы, а остальные в большей степени относятся к нуждам всего народа. А заканчиваем молитву, произнося последние три благословения, выражая в них благодарность. В течение молитвы Амида принято кланяться лишь в начале и конце первого благословения и в начале и конце восемнадцатого.
В субботы, праздники и посты Амида читается с некоторыми модификациями. Так в Шаббат и праздники мы не произносим благословения просьбы, в связи со святостью этих дней, и заменяем их на одно благословение – Кдушат hа-йом (О святости дня).
ШМА (`слушай`), стихи из Торы, содержащие провозглашение идеи монотеизма. Стихи начинаются с фразы «Шма, Исраэль…» («Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един », Дварим 6:4). Шма занимает в еврейской духовной жизни и в литургии одно из центральных мест. Чтение Шма (криат Шма) было признано религиозной обязанностью еще в 3 в. н. э. Устная Тора обосновывала ее словами Пятикнижия: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… и говори о них… и ложась [спать], и вставая» (Дварим 6:6, 7). На основании этого библейского стиха предписывает читать Шма утром и вечером (Брахот 1:1–5, 2:2), В Мишне (Брахот. 2:2) Шма трактуется как декларация верности единственному Богу (по-видимому, уже в эпоху Второго храма слово эхад /`один`/ трактовалось как единственный), обязательство служить Ему и исполнять Его заповеди. Согласно Талмуду (Нида. 8а), читая Шма, еврей минимально исполняет обязанность изучения Торы – Талмуд-Тора.
Некоторые исследователи полагают, что строки Шма как символа веры были противопоставлены зороастрийскому дуализму персов (2 в.). В то же время в Талмуде (Брахот. 21а) есть более поздние, относящиеся к 3 в. рассуждения, что в библейском стихе (Дварим 6:6,7) речь идет о словах Торы вообще, а не о Шма. Возможно, формирование обычая произошло гораздо позднее.
Наиболее древний литургический текст, содержащий, наряду с Десятью Заповедями, текст Шма, — папирус Нэша, который относится к эпохе Хасмонеев, таким образом, текст Шма произносили во время храмового ритуала вместе с Десятью заповедями. Уже в период Мишны (Брахот 2:2) текст Шма был составлен из трех отрывков (парашийот): Второзаконие 6:4–10, 11:13–22; Бемидбар 15:37–41.
В талмудическую эпоху во время общественной молитвы некоторые части Шма произносил ведущий, а другие строки читали остальные молящиеся (Тосефта, Сота 2:3). Ведущий читал первый стих, а молящиеся отвечали традиционной формулой: «Барух шем квод малхуто ле-олам ва-эд» («Благословенно имя Его царствия во веки веков»). Со временем эта формула стала частью индивидуальной молитвы, всякий молящийся произносит ее после первого стиха (Псахим. 56а).
Аггада повествует о том, что подвергаемый истязаниям рабби Акива читал Шма; когда он произнес эхад (`един`), его душа покинула тело (Брахот 61б). Этот рассказ определил особую роль Шма в жизни еврея: с этой молитвой шли на смерть, ее произносит умирающий, это первая молитва, которой учат ребенка.
В средние века Бахья ибн Пакуда считал, что основная идея Шма — провозглашение трансцендентности Бога. Среди хасидов бытовало представление о магическом действии Шма: существовало толкование, согласно которому 248 словам текста Шма соответствуют 248 частей человеческого тела, и процесс чтения Шма оказывает на них определенное воздействие.
До и после Шма читают благословения. В утреннюю молитву – Шахарит, Шма предваряют два благословения: иоцер ор (Создающий свет), в тексте которого содержится гимн Всевышнему, и аhава (Любовь) — провозглашение сакральной любви и восхваление Творца, избравшего Израиль и даровавшего Тору. После Шма следует благословение геула (Избавление); оно начинается со слова эмет (Правда), подтверждая верность всего сказанного в Шма, а завершается благодарением за освобождение из египетского рабства.
В вечернюю молитву – Маарив, Шма предваряют благословения ма‘арив арвим (Тот, благодаря Кому наступает вечер) и ахават олам (Вечная любовь). После Шма, помимо благословений произносимых утром, добавляется, хашкивену ле-шалом (Ниспошли нам мирный сон). С древних времен существует обычай произносить первый абзац из текста Шма непосредственно перед сном (Брахот 60б).
Текст Шма, написанный на листках пергамента, содержится в мезузе и тфиллин.